Юридическая помощь

Претензионная работа

Ведение претензионной работы на предприятии

Практически на любом предприятии ведется претензионная работа, поскольку компаниям периодически приходится, как реагировать на рекламации контрагентов, так и направлять собственные претензии в адрес недобросовестных партнеров. Не всегда этой деятельностью занимаются грамотные специалисты, умеющие профессионально уладить спор. Иногда она поручается секретарям, делопроизводителям или иным непрофильным сотрудникам, и напрасно, так как умение урегулировать спор в претензионном порядке помогает сторонам конфликта избежать длительных судебных тяжб.

В чем заключается претензионная работа

В отечественном законодательстве не сформулировано, что такое рекламация. Однако в теории гражданского права так именуют документ, содержащий перечень недостатков и / или нарушений, допущенных при исполнении обязательств (одной из сторон сделки). Направляя рекламацию, контрагент не только информирует партнера, чем он недоволен, но и требует устранить выявленные недочеты в определенный срок, возместить ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением и т.п.

Можно говорить о словах «рекламация» и «претензия», как о синонимах, поскольку отличия между ними крайне незначительны. Например, считается, что претензию можно отправить в любое время, а рекламацию – только в течение гарантийного периода.

Претензионная работа на предприятии ведется по нескольким направлениям, в т.ч.:

  • составляются претензии/рекламации в адрес контрагента, не выполнившего обязательства по договору, нарушившего сроки, когда отправителя не устроило качество выполнения договорных обязательств и т.п.;
  • принимаются, обрабатываются и рассматриваются внешние претензии/рекламации с жалобами на работу самой организации или качество ее продукции;
  • отслеживается исполнение договорных обязательств бизнес-партнерами, а также своевременное устранение ими нарушений, указанных в претензиях (отправленных в их адрес предприятием).

Основная задача рекламационно-претензионной деятельности состоит в досудебном урегулировании возникшего спора, улаживании проблемы «мирным» путем. Если добиться этого не удается, начинается исковое производство, когда недовольной стороне приходится обращаться в суд.

Судебно-претензионная работа: формы деятельности

Таким образом, работу организации с претензиями можно разделить на два этапа:

  • досудебная рекламационно-претензионная деятельность, направленная на решение разногласий с бизнес-партнером без судебного разбирательства;
  • претензионно-исковая деятельность, то есть связанная с защитой своих материальных интересов или доброго имени в суде.

Следует отметить, что в большинстве случаев прохождение досудебного этапа – обязанность для сторон экономического спора, установленная законом (4-я статья Арбитражно-процессуального кодекса РФ). Если она не будет исполнена, суд не примет исковое заявление у заинтересованного лица. Подавая иск, к нему необходимо приложить доказательства попыток договориться с ответчиком без суда: копию претензии и ответа на нее, почтовые квитанции и т.д.

Претензионная работа на предприятии: участники

Рекламационно-претензионная работа не должна поручаться случайным, некомпетентным сотрудникам. Если в компании данная деятельность организована серьезно, ее участниками могут являться:

  • юристы или специальные подразделения юридического отдела, занимающиеся только этим направлением;
  • отдельный сотрудник бухгалтерии, отслеживающий перечисление средств компании и поступление денег на ее счета;
  • определенные должностные лица, например, начальники отделов, заинтересованные в выполнении контрагентом своих обязательств (к примеру, руководитель рекламного отдела может быть заинтересован в размещении оплаченной рекламы должным образом).

Координирует рекламационно-претензионную деятельность, как правило, руководитель организации или его заместитель, ответственный за эту сферу работы.